Пятница, 26.04.2024, 21:23Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ "СОШ с. Претория"
Меню сайта
Категории раздела
Удовиченко М.П. [3]
Яковенко О.В. [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 104
Статистика
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » Работы учителей » Удовиченко М.П.

Проблема формирования мотивации в учебной деятельности
[ Скачать с сервера (13.6 Kb) ] 09.04.2012, 15:47

Если ребенок не хочет учиться

     Низкая успеваемость, школьная дезадаптация, недостаточный уровень культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение школьника, - далеко не полный перечень трудностей, с которыми мы сталкиваемся в условиях школы почти ежедневно.
    Одной из проблем, заслуживающей особого внимания, является отсутствие интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу. Вопрос "Почему ты учишься?" нередко ставит его в тупик. Ребенок старается уйти от ответа, так как не знает его или не может четко сформулировать.
    Наиболее частым и достаточно прогнозируемым ответом на вопрос "Зачем ты ходишь в школу?" является ответ - "Учиться!". Действительно, иной вариант трудно предположить. Такой ответ ребенок считает единственно правильным, даже если истинная цель пребывания его в школе далека от познания нового. Смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, побегать, поиграть, поменяться игрушками ребенок также включает в понятие школьной учебы. Если такие желания ребенок не может реализовать, школьное обучение может утратить для него свою привлекательность и перестать вызывать интерес. В данном конкретном случае речь не идет о внутреннем интересе к предмету познания, наличие которого само по себе обеспечивает успешное обучение и снимает проблему негативного отношения к учебе.
    В соответствии с психологической формулой "интерес - стимул - реакция на стимул - мотив действия - само действие", лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.
    Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?
    Рассмотрим понятие "стимул" как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет тот или иной тип мотивации.
    Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, т. е. обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия (наказание, поощрение, похвала...).
    Ребенку пообещали купить то, о чем он уже давно мечтал, при условии, что он станет лучше учиться. Вполне возможно, что успеваемость в таком случае значительно улучшится, ребенок станет более старательно выполнять домашние задания, проявлять активность на уроке, перестанет опаздывать в школу. Однако такие позитивные изменения могут иметь место лишь до момента получения обещанного.
    Что касается учебной деятельности, то наиболее значимым внутренним стимулом, являющимся наиболее действенным и эффективным, есть стремление к познанию нового, основанное исключительно на интересе к предмету познания.
    Если в случае возможности выбора определенного учебного предмета ребенок не выбирает тот предмет, который выбрали большинство его друзей, а идет на урок, который ему самому интересен, то таким образом он демонстрирует яркий пример внутренне мотивированного поведения.
   
Какая же мотивация предпочтительнее по отношению к учебной деятельности?
    Процесс формирования учебной деятельности приобретает ряд специфических особенностей в соответствии с определенным возрастным периодом.
    В начальной школе ребенок может достаточно успешно учиться, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Если доминирующим мотивом в этом возрасте у большинства детей выступает стремление доставить удовольствие взрослому, который является значимым для ребенка, порадовать его своими успехами или нежелание выслушивать упреки, то в старших классах влияние такого мотива утрачивает свою актуальность. На первый план выходит мотив, в основе которого лежит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других.
    Конечно, и такие мотивы могут иметь место, но они не должны являться основными, определяющими в учебной деятельности ребенка. Такие мотивы должны играть скорее второстепенную, вспомогательную роль, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной. Условием успешного обучения все же является та мотивация, которая побуждает ребенка к определенной деятельности с целью расширения и углубления своих знаний, повышения уверенности и независимости от внешних факторов.
 
  Каким образом можно способствовать формированию внутренней мотивации в рамках учебного процесса?
    Как уже говорилось, внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка "необходимый" мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Важная роль и влияние учителя в начальной школе бесспорны. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным. "Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект" (Е. П. Ильин). Учитель может только способствовать этому процессу.
        Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных
способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые, можно избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
      1) По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
      2) Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
      3) Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
      4) Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
      5) Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
      6) Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
      7) Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
     В заключение хотелось бы напомнить, что повышение познавательной активности, успешное усвоение учебной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала становится невозможным в ситуации, когда любые стимулы, не имеющие отношения к учебе, являются основополагающими в учебной деятельности.


Категория: Удовиченко М.П. | Добавил: Admin
Просмотров: 1150 | Загрузок: 74 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz