Если
ребенок не хочет учиться
Низкая
успеваемость, школьная дезадаптация,
недостаточный уровень культуры, что
непосредственно влияет на поведение и
общение школьника, - далеко не полный
перечень трудностей, с которыми мы
сталкиваемся в условиях школы почти
ежедневно. Одной из проблем,
заслуживающей особого внимания, является
отсутствие интереса к учебе, нежелание
ребенка ходить в школу. Вопрос "Почему
ты учишься?" нередко ставит его в
тупик. Ребенок старается уйти от ответа,
так как не знает его или не может четко
сформулировать. Наиболее
частым и достаточно прогнозируемым
ответом на вопрос "Зачем ты ходишь в
школу?" является ответ - "Учиться!".
Действительно, иной вариант трудно
предположить. Такой ответ ребенок
считает единственно правильным, даже
если истинная цель пребывания его в
школе далека от познания нового. Смысл
слова "учиться" в детском понимании
может быть гораздо шире, чем просто
приобретение знаний. Желание увидеть
друзей, побегать, поиграть, поменяться
игрушками ребенок также включает в
понятие школьной учебы. Если такие
желания ребенок не может реализовать,
школьное обучение может утратить для
него свою привлекательность и перестать
вызывать интерес. В данном конкретном
случае речь не идет о внутреннем интересе
к предмету познания, наличие которого
само по себе обеспечивает успешное
обучение и снимает проблему негативного
отношения к учебе. В соответствии
с психологической формулой "интерес
- стимул - реакция на стимул - мотив
действия - само действие", лишив
ребенка стимула, трудно ожидать от него
успешного решения учебных задач.
Что может быть стимулом к определенному
виду деятельности? Рассмотрим
понятие "стимул" как побуждение,
эффект которого опосредован психикой
человека, его взглядами, чувствами,
настроением, интересами, стремлениями.
Именно стимул, как инициирующий и
регулирующий фактор поведения, определяет
тот или иной тип мотивации.
Как только такой фактор находится вне
личности и ее поведения, т. е. обусловлен
внешней средой, мотивация становится
внешней, а поведение внешне мотивированным.
В отношении учебной деятельности
внешними факторами становятся все виды
подкреплений, которые мы используем
как меры педагогического воздействия
(наказание, поощрение, похвала...).
Ребенку пообещали купить то, о чем
он уже давно мечтал, при условии, что он
станет лучше учиться. Вполне возможно,
что успеваемость в таком случае
значительно улучшится, ребенок станет
более старательно выполнять домашние
задания, проявлять активность на уроке,
перестанет опаздывать в школу. Однако
такие позитивные изменения могут иметь
место лишь до момента получения
обещанного. Что касается
учебной деятельности, то наиболее
значимым внутренним стимулом, являющимся
наиболее действенным и эффективным,
есть стремление к познанию нового,
основанное исключительно на интересе
к предмету познания. Если в
случае возможности выбора определенного
учебного предмета ребенок не выбирает
тот предмет, который выбрали большинство
его друзей, а идет на урок, который ему
самому интересен, то таким образом он
демонстрирует яркий пример внутренне
мотивированного поведения.
Какая же мотивация предпочтительнее
по отношению к учебной деятельности?
Процесс формирования учебной
деятельности приобретает ряд специфических
особенностей в соответствии с определенным
возрастным периодом. В начальной
школе ребенок может достаточно успешно
учиться, ориентируясь на оценку учителя
или мнение родителей. Если доминирующим
мотивом в этом возрасте у большинства
детей выступает стремление доставить
удовольствие взрослому, который является
значимым для ребенка, порадовать его
своими успехами или нежелание выслушивать
упреки, то в старших классах влияние
такого мотива утрачивает свою актуальность.
На первый план выходит мотив, в основе
которого лежит стремление быть лучше
или хотя бы не хуже других.
Конечно, и такие мотивы могут иметь
место, но они не должны являться основными,
определяющими в учебной деятельности
ребенка. Такие мотивы должны играть
скорее второстепенную, вспомогательную
роль, делая школьную жизнь ученика более
яркой, привлекательной. Условием
успешного обучения все же является та
мотивация, которая побуждает ребенка
к определенной деятельности с целью
расширения и углубления своих знаний,
повышения уверенности и независимости
от внешних факторов.
Каким образом можно способствовать
формированию внутренней мотивации в
рамках учебного процесса?
Как уже говорилось, внутренняя
мотивация является важным условием
успешного обучения. Но как быть, если
она отсутствует, а единственным
привлекательным моментом школьной
жизни является долгожданная переменка
или веселая прогулка? Многие учителя
считают, что, сформировав у ребенка
"необходимый" мотив, можно добиться
высоких результатов и таким образом
решить многие учебные проблемы. Важная
роль и влияние учителя в начальной школе
бесспорны. Но, тем не менее, мнение о
том, что можно извне сформировать мотив,
является ошибочным. "Мотив - сложное
психологическое образование, которое
должен построить сам субъект" (Е. П.
Ильин). Учитель может только способствовать
этому процессу. Следует
отметить, что существует целый ряд
научно разработанных способов
повышения внутренней мотивации в учебном
процессе,
используя которые, можно избежать многих
трудностей, о которых говорилось в самом
начале. Для
этого как учителям, так и родителям
необходимо придерживаться следующих
требований:
1) По возможности исключить
награждения и призы за правильно
выполненные задания, ограничиваясь
лишь оцениванием и похвалой. Как можно
реже использовать на уроке ситуации
соревнования. Лучше приучать ребенка
к анализу и сравнению своих собственных
результатов и достижений. Ситуацию
соревнования можно переключить на
игровые виды деятельности.
2) Стараться не навязывать учебных целей
"сверху". Совместная работа с
ребенком по выработке целей и задач
может оказаться значительно эффективнее.
3) Также необходимо помнить о
том, что наказание за неправильное
решение учебной задачи является крайней
и наименее эффективной мерой, которая
всегда вызывает негативные эмоции и
отрицательно влияет на отношение ребенка
к учебной деятельности.
4) Стараться избегать установления
временных ограничений там, где это
представляется возможным, так как это
не только подавляет развитие творчества,
но и препятствует развитию внутренней
мотивации. 5) Следить за
тем, чтобы учебные задания не только
соответствовали возрастным ограничениям,
но имели уровень оптимальной сложности,
способствовали проявлению мастерства
и компетентности ребенка. Регулировать
уровень сложности заданий, повышая его
с каждым разом. 6) Предоставлять
ребенку право выбора учебной задачи,
не ограничивая при этом его свободы.
7) Желательно подбирать учебные
задания с элементом новизны и
непредсказуемости, что способствует
формированию внутреннего интереса в
процессе их выполнения. В
заключение хотелось бы напомнить, что
повышение познавательной активности,
успешное усвоение учебной программы,
более высокий уровень освоения
теоретического материала становится
невозможным в ситуации, когда любые
стимулы, не имеющие отношения к учебе,
являются основополагающими в учебной
деятельности.
|