Пояснительная записка.
Предлагаемая программа факультативного курса «Край, в
котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы
Л.В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки,
литературы, искусства и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет
интегрированный курс «Окружающий мир».
В настоящее время ощущается необходимость изучения
истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной
личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным
восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой
Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого
доступного для детей – познания личности
самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей,
бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений,
понимают свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного
отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание
ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,
через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями
культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить,
убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку
следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия
народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение
возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины,
своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему
историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений),
тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую
позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В
настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять
природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в
нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить
знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
-
содействие
ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе
и крае, входящего в целую страну Россию;
-
воспитание
патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села,
района, края;
-
воспитание
толерантности, уважения к ценностям
народов Оренбуржья, их культур, вероисповеданий, понимания
неповторимости и уникальности каждого человека;
-
обогащение
знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком
социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
-
изучение природы
родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в
природе. |